Описание технологического процесса работы отдела профилактической уборки и дезинфекции

Носкина Н.А - главная медицинская сестра ФГБУЗ "Южный окружной медицинский центр ФМБА"  

Чистота в лечебных учреждениях является своеобразной «визитной карточкой», это одно из первых, на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение. Вопрос уборки помещений в лечебных учреждениях, таит в себе не мало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды. Традиционная уборка обычными бытовыми тряпками и швабрами, сегодня не может обеспечить должного уровня чистоты. А чистота и порядок в больнице, как известно, служат важными составляющими имиджа больницы, повышают доверие пациентов. Сегодня для уборки и чистки разного вида покрытий применяются современные безопасные технологии, специальное оборудование, строго подбираются моющие, дезинфицирующие средства и уборочный инвентарь. Профессиональный подход к организации уборочных мероприятий в медицинском учреждении значительно экономит расходы на закупку оборудования, моющих и дезинфицирующих средств и содержания штата сотрудников.
Решая основную задачу по организации эффективной и современной системы уборки в стационаре, администрацией Медицинского центра было принято решение о создании Отдела профилактической уборки и дезинфекции. Перед Отделом были поставлены задачи:

  • Создание атмосферы комфорта для пациентов, посетителей и сотрудников центра.
  • Обеспечение санитарно-противоэпидемического благополучия, направленного на профилактику внутрибольничной инфекции.
  • Разработка и внедрение стандартов уборки по классам помещений
  • Использование инновационных методов уборки.

- Как мы добились желаемого результата?

В первую очередь мы определили основные требования к стандартам чистоты в помещениях стационара, для чего распределили все помещения в отделениях на 4 класса чистоты и выделили основные зоны уборки. Далее мы разработали отдельную структуру Отдела профилактической уборки и дезинфекции, распределили уборочные площади по бригадам и зонам ответственности, определили кураторов (бригадиров) и младший технических персонал.

На момент организации Отдела профилактической уборки и дезинфекции штат младшего медицинского персонала составлял 200 штатных единиц. Было произведено перераспределение должностей младшего медицинского персонала, в результате чего количество санитарок в отделениях было уменьшено на 62 ставки, из которых 34 были сокращены, 28 ставок организованы в единую штатную структуру нового отдела:

  • старшая медицинская сестра - 1.00
  • сестра-хозяйка – 1.00
  • дезинфектор – 5.00
  • санитарок – 21.00

Основная составляющая успеха Отдела профилактической уборки и дезинфекции — это профессиональные сотрудники. Высокое качество услуг и престиж профессии младшего медперсонала, а также, повышение производительности труда санитарок возможно, только при:

  • грамотном подборе кадров
  • эффективном управлении персоналом
  • необходимом обучении сотрудников,

Очень важна роль бригадиров, осуществляющих постоянный контроль качества работы, планирование и прогнозирование потребностей службы, обеспечение санитарно-эпидемиологических нормативов, проведение анализа фактического расхода, в соответствии с нормативами, моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, контроль за своевременным выполнением поставленных задач и работ, соответствующих стандартам организации дезинфекционных мероприятий, с использованием современных методов уборки и т.д.

Преимущества проекта

  • Организационно - штатные мероприятия позволили создать новый отдел без дополнительных финансовых расходов на заработанную плату.
  • Единовременные затраты при открытии отдела включали в себя закупку систем для уборки: уборочные тележки базовой комплектации (30 шт.), стиральные машины (5 шт.), сушильная машина (1 шт.), дозатор для приготовления рабочих растворов (1 шт.), МОП (моющие насадки)
  • Внедренная система рекомендована НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора для уборки в медицинских учреждениях и позволяет в любой организации, независимо от ее вида, коечной мощности и специализации, организовать эффективную систему уборки и дезинфекции в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющие медицинскую деятельность»

Сегодня уборочные мероприятия в медицинских учреждениях вышли на новый уровень обеспечения качества уборки, контроля выполнения функциональных обязанностей младшего медицинского персонала/ санитарок / уборщиц производственных помещений. Современная технология безведерной уборки (СВЕП) гарантирует профилактику перекрестного пути инфицирования на всех уровнях уборочных мероприятий, а управление и контроль за работой службы уборки перекладывается на инновационные технологии с онлайн-инструментами. Главная медицинская сестра и/или эпидемиолог медицинского учреждения с помощью мобильного приложения получают онлайн-инструмент для контроля:

  • учета рабочего времени сотрудников
  • выполнения ежедневного объема работ
  • сроков выполнения заявок на дополнительные работы (в том числе постановка задач)
  • качества уборки (аудит, производственный контроль)
  • учета сбора и утилизации медицинских отходов
а также:
  • получение обратной связи из отделений
  • формирования отчетов и проведения анализа

Такие он-лайн инструменты сводят бумажные процедуры к минимуму и вместо контрольных бланков уборки и дезинфекции, реестров уборки в каждой палате, журналов проведения уборок происходит автоматическое внесение всех процессов на рабочий стол компьютера ответственного специалиста. Все алгоритмы уборки каждого помещения, задачи и т.д. выводятся на экран мобильного устройства, планшета и распечатываются на бумажный носитель, при необходимости.

Контроль качества уборки проводится экспресс-методом с помощью Люминометра, который показывает количественный учет микроорганизмов, определяет зоны и точки риска и в рамках анализа данных помогает провести специалисту медицинского учреждения микробиологический мониторинг качества уборочных мероприятий на всех зонах объекта. Контроль факта уборки можно определить с помощью системы флюоресцирующих маркеров, которые обозначают критерии «уборка проведена/не проведена».

Контроль факта уборки проводится: до уборки с помощью специального маркера на предметы, поверхности наносятся маркерные точки, а по окончании уборки - вновь проверяется наличие/отсутствие этих точек с помощью флюоресцирующего фонарика.

Таким образом, с помощью различных методик можно организовать как качественный, так и количественный контроль за дезинфекционными мероприятиями в медицинских учреждениях. Технология (СВЕП) и мобильное приложение iQonnect формируют контроль выполнения поставленных задач и функционала на каждом этапе, здесь все работает централизовано: мойка, стирка, дезинфекция, предварительное замачивание, комплектация уборочного инвентаря контроль за поставленными задачами перед сотрудниками Отдела профилактической уборки и дезинфекции.

Внедрение данной системы требует продуманного, последовательного и долгосрочного объединения усилий руководства и персонала в лечебном учреждении. Это непрерывный, круглосуточный, рабочий процесс создания чистоты, в котором мы руководствуемся стандартами уборки и чувством профессиональной ответственности, таким образом мы заботимся о пациентах и процветании нашего центра.

Посмотреть видео, как проходит уборка методом СВЕП в исследовательском  центре психиатрии  и неврологии им В.М. Бехтерева по этой ссылке.

Обращайтесь к менеджерам сегмента Здравоохранение Vileda Professional, чтобы узнать больше о системе и заказать бесплатный аудит заполнив форму на нашем сайте.